Н.Ф. Семенова
В научной статье раскрывается значимость формирования оркестрового сознания обучающихся дирижеров, которая заключается в наполнении их внутренней культуры, творческой деятельности, «построении» профессионального портрета в целом. Устанавливается, что оркестровое сознание дирижера являет собой всеобъемлющую детерминанту его деятельностной сферы. Определяются характерные черты идеальной модели оркестрового сознания дирижера – это сознание лидера, профессионала, мастера, художника, просветителя, которое проявляется: в осознанной необходимости совершающегося художественного акта; убежденности в правильном выборе средств художественной выразительности; рефлексии творческого «Я»; глубоком осмыслении всех моментов, связанных с культурой звукоизвлечения, звуковедения, снятия звуков; овладении интонационной культурой, обеспечивающей логико-смысловое изложение музыкального материала, его эмоционально-чувственное наполнение. Обращается внимание на то, что оркестровое сознание обнаруживается: в типах мышления, обеспечивающих анализ движения голосов не только по горизонтали и вертикали, на уровне внешнего и внутреннего слуха, но и в русле текст, подтекст, надтекст и контекст; высоком музыкальном вкусе; широком кругозоре, энциклопедических знаниях; осмысленном искусстве интерпретации; интересах, потребностях, способностях, ценностных ориентирах, мировоззрении в целом. Подчеркивается мысль о том, что инициация ассоциативного мышления, мастер-классы, коллоквиумы, расширение концертной практики являются важными факторами формирования оркестрового сознания обучающихся дирижеров. В недрах оркестрового сознания рождается исполнительская концепция, искусство интерпретации. Делается вывод, что оркестровое сознание – тезаурус формирования профессионально-творческого портрета обучающегося дирижера, оркестрового коллектива в целом. Оно аккумулирует в себе парадигму музыкально-образовательного процесса оркестрантов.
Ключевые слова: оркестровое сознание, обучающийся, дирижер, оркестр, педагог, класс «Дирижирование», учреждение профессионального музыкального образования.
Стр. 46-51. |