В.К. Полянский
В статье рассматриваются педагогические принципы и хоровая методика известного хорового дирижера, профессора Московской консерватории Бориса Куликова, анализируются его репертуарные пристрастия, описываются эпизоды из истории Московской консерватории 1960-х годов. Борис Куликов, будучи ректором, способствовал возвращению корпуса Синодального училища, его реставрации и открытию Рахманиновского зала консерватории. На занятиях в классе он много времени уделял постановке руки и мануальной технике: отрабатывался прием чтобы «рука пела», чтобы были красивые плавные движения, соответствовавшие тому, что происходит в фактуре хора, отрабатывалось прикосновение к звуку. Особое внимание уделялось ритмической основе. Краеугольный принцип Куликова заключался в том, что дирижер, как пианист, должен уметь артикулировать штрих, показывать стаккато, маркато, легато, мягкую или жесткую атаку звука. Отрабатывались разные типы жеста: кистевой, локтевой, от плеча. Суммируя сказанное, очевидно, что Куликов вырабатывал со студентами комплекс технических приемов, аналогично тому, как это происходит у инструменталистов.
Ключевые слова: Московская консерватория, Борис Куликов, хор, мануальная техника, дирижирование.
Контактная информация: E-mail: info@gaskros.ru
Стр. 45-47. |