И.А. Скворцова
Статья посвящена иконографии модерна, которая рассматривается как метод познания, позволяющий найти содержательную и стилистическую общность, аналогию, выявить общие художественные процессы, между различными подчас не очень-то схожими друг с другом художниками и их творениями. Понимаемая как некий содержательный, смысловой слой конкретного направления искусства или стиля, включающий темы, сюжеты, мотивы произведений, иконография музыкального модерна, как и эстетика, и типология опирается на постулаты визуального модерна. Причина перенесения видовых модерновых черт архитектуры и живописи в другие искусства (музыку, театр и литературу), коренится в актуальной идее рубежа ХIХ–ХХ веков – синтезе искусств. Вполне в духе времени разные смешения и «переход» границ между смежными художественными областями. Одно искусство словно перенимает и примеряет на себя стилевые черты другого: поэзия – музыку, музыка – живопись, живопись – музыку и т.д. Музыкальное искусство восприняло и вобрало в себя множество характерных иконографических тем модерна. Среди них: мотивы волны, спирали, острова, весны, идеи роста-движения-порыва-развития, танцы-вакханалии, эротические мотивы, сказочные мотивы, мотивы мифологических птиц, всевозможных цветов и т.д. Их подробное рассмотрение, отражение в музыкальной материи и составляет содержание данной статьи.
Ключевые слова: стиль модерн, иконография русского музыкального модерна, русская музыка рубежа ХIХ–ХХ веков, иконографические мотивы, синтез искусств.
Контактная информация: E-mail: iskvor@mail.ru
Стр. 23-26. |