М.А. Чершинцева
Представленная статья продолжает цикл статей, посвященных скрытым символическим смыслам «Острова мертвых» А. Бёклина – С.В. Рахманинова, в замысловатой многозначности этих текстов, связанной с архетипическо-мифологическими основами сюжета, аллегоричностью образов «посмертного путешествия», их культуральной востребованностью, многовариантностью интерпретаций. Сопоставляя живописный и музыкальный варианты сюжета «Острова мертвых», мы предполагаем, что за внешней аллегоричностью (звукоизобразительностью, «знаковостью» – у Рахманинова, символическим «реализмом» Бёклина) скрываются более глубинные, и потому проблемных вопросы, касающиеся символических аспектов «загробного путешествия», образов «сна-смерти», «воды», «ладьи», «проводника-кормчего», таинственных «островов», «странствующей души». Многие из них были рассмотрены нами в предыдущих статьях. В данной статье мы предпринимаем попытку обнаружения скрытого образа «слез», связанного как с эмоциональным
аспектом музыкального воплощения сюжета «Острова мертвых» С.В. Рахманинова, так и с многообразием возможных художественно-философских интерпретаций «Die Toteninsel» А. Бёклина. «Слезы» – емкий образ сложного комплекса психологических реакций, связанных с состоянием меланхолии, несомненно, провоцируемой сюжетом «Острова…». Именно меланхолия в ее философском смысле, воплощенная в художественной форме, открывает ряд важных аналогий в общесимволическом контексте основных вопросов заявленной темы.
Ключевые слова: «Die Toteninsel», Арнольд Бёклин, С.В. Рахманинов, сон-смерть, символическое, образ слез.
Контактная информация: E-mail: mahamah@mail.ru
Стр. 23-27. |