Музыка и время Аннотация к статье << Назад
Концепция раса, или О поэтике девяти состояний в музыкальной культуре Южной Азии |
Т.В. Карташова
Статья посвящена категории раса – фундаментальной в теории и практике всего южноазиатского классического искусства, одной из наиболее древних и одновременно устойчивых в индийской музыкальной культуре. Согласно основ-
ным ее положениям, любая композиция (театральная, поэтическая, музыкальная, живописная) имеет целью погружение человека в особое ментальное и эстетическое состояние (сопереживание), пребывая в котором, он отрешается от обычных связей с повседневностью и отождествляется с универсальным пространством. Перечисляются основные девять модусов раса, откристаллизовавшиеся в процессе эволюции индийского музыкального искусства: Шрингара (раса эротической любви), Хасья (раса презрения), Каруна (раса сострадания), Раудра (раса гнева), Вира (раса героики), Бхаянака (раса страха), Бибхатса (раса отвращения), Адбхута (раса удивления) и Шанта (раса умиротворенности). Теория раса отражает комплексное воздействие искусства на человека, фиксирует глубинные основы восприятия и тончайшие способы активизации человеческой психофизиологии.
Ключевые слова: Южная Азия, индийская музыка, раса, рага, бхава, расик, сопереживание.
Контактная информация: E-mail: arun-rani@yandex.ru
Стр. 39-43. |
|
|