Н.Н. Миклина
Секрет необычайной популярности музыки С.В. Рахманинова, заложенных в ней смыслов и ее катарсического воздей-
ствия на слушателей, в особенности тех, кто корнями связан с российской почвой, занимает сегодня умы многих иссле-
дователей. В статье предпринята попытка определения некоторых методологических ориентиров к раскрытию этих
вопросов в опоре на содержание термина «поэзис», который трактуется современными философами как процесс твор-
ческого высказывания, с трудом поддающийся означиванию, но содержащий в себе смыслы, выражающие самую суть че-
ловека и мира. Установка на размышления, главным образом, отечественных философов, психологов, поэтов, писате-
лей, музыкантов, аналитиков музыки позволила выделить подходы и методы, которые, по мнению автора, наиболее со-
ответствуют национальным и универсальным качествам русской души, запечатленной в музыке Рахманинова сообраз-
но неповторимым чертам его личности, особенностям его мироощущения. Методы сублимации, трансференции, це-
лостного анализа, диалектики становления (восхождения), дополняемые методологией Русского Лада, трансспектив-
ным и метапоэтическим подходами, в значительной степени совпадают с содержанием произведений Рахманинова. Со-
знательное применение этих методов может способствовать более глубокому проникновению в явные и скрытые смыс-
лы музыки Рахманинова, в уникальную природу его творческого дарования.
Ключевые слова: поэзис, сублимация, целостный анализ, диалектика становления, методология Русского Лада, трансференция, ме-
тапоэтический и трансспективный подходы.
Контактная информация: E-mail: miklina45@mail.ru
Стр. 17-25. |