А.В. Гучева, Ф.Х. Гулиева (Занукоева)
Источниковедческая база исследования инструментов, инструментальной и вокальной, а также танцевальной традиций постепенно начала накапливаться с момента возникновения идеи специального исследования древней культуры
народов Северного Кавказа. В начале сбор этнографических материалов, устной информации по данной проблеме имел общий характер, т.е. собирался попутно с произведениями устного поэтического творчества, сведениями о традиционной одежде, украшениях, истории сел и т.д. В настоящее время все более актуальное значение приобретает проблема освоения традиционной культуры народов Северного Кавказа, а традиционные музыкальные инструменты как «памятники материальной музыкальной культу-
ры», яркий этнический маркер со сложной структурированной знаковой системой или языком культуры, имеющим тесную связь с древнейшими мифологическими, космологическими, религиозно-магическими представлениями и связанные с
ними бытовые традиции, представляют собой неотъемлемую часть этой культуры.
В статье нартский эпос рассматривается как исторический, этнографический и фольклорный памятник. Нартский эпос является одним из наиболее древних источников бесписьменной традиции народов Кавказа, в котором отражена технология изготовления первых музыкальных инструментов адыгов – камыль, бжамий, пхацич, пхапшина и др. и карачаево-балкарцев – сыбызгы, кобуз и кыл кобуз, которые до настоящего времени не вышли из обихода, а также их конструктивно-органологические особенности.
В контексте исследования также изучаются наиболее архаичные слои танцевальной культуры адыгов и карачаево-балкарцев.
Ключевые слова: нартский эпос, инструментальная традиция, танцевальная традиция, музыкальные инструменты, камыль, бжамий, пхацич, пхапшина, сыбызгы, кобуз, кыл кобуз.
Контактная информация: E-mail: anggucheva@mail.ru, E-mail: gfariza37@mail.ru
Стр. 32-40. |