Музыка и время Аннотация к статье << Назад
«Семь хайку» О. Мессиана: трактовка цикла, оркестра, композиционных техник |
Н.А. Петрусева, Н.Н. Алексеева
Статья посвящена анализу особенностей цикла «Семь хайку: японские эскизы» (1962) Оливье Мессиана. Интерес композитора к Востоку вызван стремлением передать свои глубокие впечатления от посещения Японии, выразить сущность японской музыки. Актуальность работы заключается в рассмотрении трактовки цикла, оркестра, темпа, формы, ритма, контрапункта и гармонии семичастного цикла «Семь хайку». Авторы освещают проблему периодизации творчества композитора, характеристику произведений периода 60-х годов, программность и симметрию цикла, взаимообусловленность выбора инструментария и концепции каждой части. Рассмотрены первая и четвертая «суперпозиции» (наложение двух или пяти разных ритмических и мелодических слоев), формы «Yamanaka-cadenza» и «Gagaku»; определяющие стиль Мессиана новомодальная и ритмическая техники (трансформация индийских ритмов, числовые ряды интерверсий), феномен «вращающихся аккордов» (II и IV части), диалектика стабильного и мобильного. Использован комплексный подход как сочетание элементов биографического, компаративного и структурно-музыкального методов.
Ключевые слова. Оливье Мессиан, «Семь хайку», «суперпозиции», тройная строфа, секционная форма, индийские ритмы, принцип нерегулярного увеличения и уменьшения длительностей, «вращающиеся аккорды».
Стр. 03-11. |
|
|