А.С. Теплова
Статья посвящена рассмотрению термина мотет, который за свою долгую историю наполнялся разным смыслом. Особенно показателен в этом отношении XV век, когда диапазон его трактовок был крайне широк. По раннеренессансным источникам – теоретическим трактатам, архивным документам, нотным рукописям – рассеяны сведения о том, как понимался мотет современниками Данстейбла и Дюфаи. Согласно этим данным, в жанровом отношении мотет занимал промежуточное положение (между мессой и светской песней) и допускал свободу в выборе текстов, техники письма, масштабов сочинений и их функции. В последующей эволюции мотет продолжал радикально меняться, поэтому в качестве термина он требует обязательной историко-стилевой конкретизации.
Ключевые слова: мотет, термин, жанр, полифония, манускрипт, трактат, Просдочимо де Бельдоманди, Уголино да Орвието, Иоанн Тинкторис, Паоло Кортези, Джон Данстейбл.
Стр. 16-20. |