Е.А. Александрова, Т.Д. Булгакова
На примере сонат выдающегося китайского композитора Тан Дуна в данной статье рассматривается принцип комбинаторики как одно из характерных для современной музыки средств трансформации традиционной сонатной формы. Как показывает исследование, те черты сонатности, которые обнаруживаются в сонатах Тан Дуна (контраст музыкальных образов, монотематизм, мотивная разработочность, цикличность), модифицируются благодаря опоре композитора на инновационные процессы современной музыки, применению им современных техник композиции (сонористика, алеаторика, модальность, атональность) при одновременном стремлении к сохранению традиций китайской музыки, в частности использовании фольклорных прообразов. Наиболее важным средством обновления стандартной сонатной формы становится в творчестве Тан Дуна применение метода комбинаторики, реализуемого через взаимодействие визуального и слухового видов восприятия, тесно связанных с реновацией идей старинной музыки, с вариационностью и программностью нового типа и сквозным тематическим развитием.
Ключевые слова: Тан Дун, метод комбинаторики, сонатность, алеаторика, атональность, вариационность, сюита, киномузыка, народный фоноинструментарий, полифония, китайский фольклор.
Стр. 52-56. |