О.А. Привалова
В предлагаемом материале рассматривается связь образа главной героини оперы «Кармен» Ж. Бизе с одним из центральных понятий индийских религий и философии – Кармой. Раскрывается влияние вселенского причинно-следственного закона на создание авторами психологического портрета бунтарки, развитие отношений цыганки и баска, а также определению места гитаны в опере. Особое внимание уделяется анализу кармического дисбаланса, который возникает в определенный, обозначенный Вселенной момент времени, в энергиях душ главных героев, и, в особенности, кальи. Согласно основополагающим постулатам религий Востока примарной функцией данного процесса, как утверждают исследователи Бхиккху Бодхи и Праюдх Паютто, является корреляция жизненного цикла личности с обязательным присутствием в ней ключевых, поворотных моментов ее Бытия. При сопоставлении этой информации с сюжетом новеллы, либретто и музыкальной ткани сочинения композитора следует, что «Кармен» – шедевр мирового музыкального наследия, представляющий собой не только культурную ценность, но и являющийся новаторским образцом оперного искусства, в котором находят сопряжение музыкальное и духовное начала.
Ключевые слова: П. Мериме, Ж. Бизе, новелла, либретто, опера, Драхма, Карма, Кармический долг, программа уничтожения и самоуничтожения, кармические отношения.
Стр. 47-53. |