|
реклама |
|
|
|
|
|
|
Музыка и время Аннотация к статье << Назад
К вопросу о формировании эстетического вкуса обучающихся музыкантов в классах инструменталистов |
О.А. Блок
В научной статье раскрывается актуальность изучаемой темы. Подчеркивается мысль о том, что в современных музыкально-образовательных условиях формирование эстетического вкуса обучающихся инструменталистов представляет важное направление воспитательного процесса и одновременно стратегическую задачу их целостного развития. Обращается внимание на совершенствование ценностных ориентиров, которые во многом определяют успешность формирования эстетических вкусов обучающихся инструменталистов. Систематизируются критерии и показатели этого процесса. Приводится пример педагогической формулы, которая находит применение в классах инструменталистов и позволяет обеспечить эффективное формирование эстетического вкуса обучающихся: «чувствовать + эмоционально откликаться (эстетические, «умные» эмоции), думать + понимать + сопереживать + оценивать + воспроизводить + доносить художественные образы до слушателя с помощью музыкального инструмента, расширяя опыт познания (чувственного, мыслительного, предметно-двигательного), кругозор, духовно-творческую деятельность = путь к совершенствованию феномена». Анализируются аспекты позитивного и негативного педагогического взаимодействия в классах инструменталистов на уровне субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений. Обозначаются пути творческого сотрудничества между педагогом и обучающимся, которые обуславливают динамичность становления эстетического вкуса подопечных. Выявляется значимость формирования эстетико-мотивационной готовности обучающихся инструменталистов. Оно представляет важную комплексную педагогическую задачу, решение которой включает в себя: показ итогового художественного продукта (мотивированно-стимулирующее начало), процесс его достижения через широкий спектр восприятия, представления, осмысления, предслышания, звукового контроля, соответствующих действий-движений, а также – методику освоения эстетики звука, звуковой культуры, способы преодоления технических трудностей и сложностей. Устанавливаются показатели высокого эстетического вкуса обучающихся инструменталистов в русле освоения искусства интерпретации: стилистическая экологичность (четкое применение совокупности выразительных средств, «рисующих» специфический облик эпохи создания сочинения); чувство меры между стилистической чистотой и оригинальным исполнительским мышлением; красота, гармоничность звучания, определяющая интонационную глубину, с помощью которой реализуется идея и замысел сочинения; соразмерность эмоционально-чувственного и логико-смыслового начала; соблюдение оптимальных пропорций между исполнительскими традициями и новациями; гармоничное единение формы и содержания; следование исполнительскому плану в рамках заложенной драматургии по законам жанра музыкального произведения и др. В заключение подводятся итоги, делаются выводы. Излагаются рекомендации и тематика дальнейших перспективных исследований по избранной проблематике.
Ключевые слова: эстетический вкус, формирование, обучающийся инструменталист, педагог-музыкант, музыкальное произведение, исполнитель, музыкально-образовательный процесс.
Стр. 16-21. |
|
|
|
Последние новости:
Выставки по автоматизации и электронике «ПТА-Урал 2018» и «Электроника-Урал 2018» состоятся в Екатеринбурге Открыта электронная регистрация на выставку Дефектоскопия / NDT St. Petersburg Открыта регистрация на 9-ю Международную научно-практическую конференцию «Строительство и ремонт скважин — 2018» ExpoElectronica и ElectronTechExpo 2018: рост площади экспозиции на 19% и новые формы контент-программы Тематика и состав экспозиции РЭП на выставке "ChipEXPO - 2018" |