О.А. Блок, Н.Ф. Семенова
В научной статье угол зрения падает на необходимость осмысления всего комплекса качеств и свойств исполнительских действий-движений музыкантов-инструменталистов: свободные в психофизиологическом, художественно-творческом отношении и собранные (сосредоточенные), экономичные, минимизированные, активные и инерционные, осознаваемые (контролируемые) и автоматизированные, рациональные, организованные, выверенные, отточенные, целенаправленные, целесообразные (художественно-оправданные, технико-тактически обусловленные), чувствительные (осязаемость тактильность), независимые, скоординированные, точно повторяющиеся и вариативные, системно-последовательные, выразительные, управляемые, концептуально-выстроенные, отвечающие психолого-физиологической специфики всего исполнительского аппарата инструменталиста, его сознания и бессознательного. Обращается внимание на то, что многие исследователи выделяют лишь отдельные свойства исполнительских действий-движений, замыкаясь, например, лишь на эмоциональной, рациональной и др. составляющих. Подобные подходы не только обедняют природу музыкально-инструментального исполнительства, но и могут создавать дополнительные трудности в освоении исполнительской культуры инструменталистов. Подчеркивается важность целостного подхода в решении задач, связанных с формированием музыкально-сполнительских действий-движений, направленных на всесторонне воплощение заложенных в произведениях художественных образов. Материал содержит проект модели исполнительских действий-движений, позволяющих музыкантам-инструменталистам оптимизировать решение задач логико-смыслового, эмоционально-чувственного, жанрово-стилевого, интонационного, художественно-творческого, социально-культурного порядка в целом. Повышение качества музыкально-образовательного процесса в инструментально-исполнительских классах с учетом операционально-технологической модернизации, оптимизации исполнительских действий-движений, их целостного освоения, может во многом обеспечить решение различных проблем, связанных с эффективной подготовкой соответствующих высокопрофессиональных специалистов.
Ключевые слова: исполнительские действия-движения, музыкант-инструменталист, музыкальное произведение (сочинение), формирование исполнительских действий-движений, педагог-музыкант, обучающийся музыкант, исполнительская техника.
Контактная информация: -
Стр. 42-46. |