 |
реклама |
|
|
|
|
|
|
Музыка и время Аннотация к статье << Назад
«Die Toteninsel» А. Беклина – С.В. Рахманинова: архетипическая образность в контексте символического реконструирования – «Хрупкость», «Сон», «Вода» |
М.А. Чершинцева
Данная статья является первой частью цикла статей, суть которого состоит в попытке выяснения скрытых символических смыслов, заложенных в двух ярчайших артефактах позднего романтизма – картине «Die Toteninsel» А. Бёклина и симфонической поэме «Остров мертвых» C. Рахманинова (написанной под впечатлением от черно-белой репродукции полотна художника).
Нашей задачей можно считать разъяснение художественно-символического аспекта в заявленном сопоставлении двух текстов, уточнение иерархии их взаимоотношений с использованием модели «оригинал – копия», в которой как таковым «оригиналом» мы считаем некий протосюжет, воплощенный в древнейших памятниках сакральной культуры, а «копиями» – художественные «реконструкции», воссозданные в том числе А. Бёклиным и С. Рахманиновым, и более поздние «реплики» на тот же сюжет. Специфику работы с «реконструкциями» мы видим в необходимости задействовать те же реконструкционные приемы и методы, предлагаемые нам художниками, т.е. для адекватного разъяснения существенных аспектов заявленной темы нам придется сместиться с позиции наблюдателя, вовлекаясь в непосредственно художественный процесс, отчасти и потому, что эстетическое теоретизирование неотделимо от художественного делания, одно дополняет и разъясняет другое. При таком подходе мы заметим трехуровневую символическую модель, в которой первый уровень представлен «визуальными» подобиями, аналогиями, ассоциациями, знаками; второй является искомой нами символической «реконструкцией»; третий будет наиболее сложным, разъяснение его должно быть осуществлено в отдельном исследовании, поскольку на этом уровне, гипотетически, присутствуют автономные музыкально-символические ряды. Структура всего цикла статей соответствует обозначенным методологическим ориентирам, как и структура данной статьи, охватывающей первые три эпизода из двенадцати, раскрывающей теоретико-методологический и практико-культуральный аспекты, касающейся единства архетипических представлений в контексте символотворчества. Инсталлируя в общую повествовательную канву фрагменты древнейших источников («Книги Амдуат», в частности), «топографию» нашего исследования в целом и представленной статьи в частности мы соотносим с воображаемым пространством сновидения, находящемся в вечном становлении, также отличающемся эпизодичностью.
Ключевые слова: «Die Toteninsel», Арнольд Бёклин, «Остров мертвых», Сергей Рахманинов, символизм, реконструкция, романтизм, смерть, путешествие.
Контактная информация: E-mail: mahamah@mail.ru
Стр. 12-24. |
|
|
|
Последние новости:
Выставки по автоматизации и электронике «ПТА-Урал 2018» и «Электроника-Урал 2018» состоятся в Екатеринбурге Открыта электронная регистрация на выставку Дефектоскопия / NDT St. Petersburg Открыта регистрация на 9-ю Международную научно-практическую конференцию «Строительство и ремонт скважин — 2018» ExpoElectronica и ElectronTechExpo 2018: рост площади экспозиции на 19% и новые формы контент-программы Тематика и состав экспозиции РЭП на выставке "ChipEXPO - 2018" |