М. Чершинцева
Статья посвящена творчеству двух художников, разделенных во времени и отличных в своих методах, и их «инверсивному диалогу», существующему лишь в пространстве культуры, уводящему нас – слушателей, зрителей – в ее воображаемые «лабиринты», где парадоксально и вместе с тем символично пересекаются герои фильмов Ларса фон Триера и оперных драм Рихарда Вагнера. Методология художественной инверсии позволяет нам выявить образные параллели и смысловые пересечения, которые, будучи «выведенными на сцену» в веке XIX, отражаются в веке XX, отчасти переосмысленные, вписанные в иной сюжетный и культурный контекст. Связующей нитью в этом «диалоге» остается «герой», блуждающий в созданном для него композитором и много позже – кинорежиссером лабиринте (сюжетном и символическом). Целью же этой художественной игры видится культурная деструкция, проявляющаяся в творчестве Р. Вагнера «эмансипированным диссонансом»1, а в киноработах Ларса фон Триера – классическим для постмодерна эпатажем, причудливо смешивающим, помимо прочего, образы идеалистических «героя» и «антигероя».
Ключевые слова: Ларс фон Триер, Рихард Вагнер, лабиринты культуры, Тристан-аккорд, «Тангейзер», «Тристан и Изольда», «Эпидемия», «Меланхолия».
Контактная информация: E-mail: mahamah@mail.ru
Стр. 32-41. |