Д. Голдобин
Лютнист и гитарист Грегор Брайссинг – один из множества артистов, ученых, гуманистов, которых бурный XVI век с его реформацией и религиозными войнами раскидал по всей Европе. Мало что известно о нем самом – кроме того, что в 1550-х годах он проживал в Париже и был учителем лютни. Все, что сохранилось от его музыки, – это книга сочинений для четыреххорной («ренессансной») гитары, выпущенная в 1553 году парижским издательством А. Ле Руа и Р. Балара. В основном эта книга вполне вписывается в парижскую гитарную традицию тех лет. Как и другие парижские гитаристы – Ле Руа, Морле, – Брайссинг рассматривает гитару, по причине ее ограниченной тесситуры, как «несовершенный» многоголосный инструмент и позволяет себе вольности в гармонии и в голосоведении, редко встречаемые в вокальной, лютневой и клавирной музыке эпохи. В то же время обилие полифонических фантазий и обработок духовной вокальной музыки (здесь: псалмов протестантского происхождения) отличает книгу Брайссинга от большинства прочих и, возможно, является косвенным проявлением его немецких корней.
Ключевые слова: Возрождение, реформация, протестантизм, четыреххорная ренессансная гитара, несовершенный инструмент, фантазия, псалом, шансон, интабуляция, «Битва», гармония, контрапункт, голосоведение
Контактная информация: E-mail: mi-contra-fa@sfr.fr
Стр. 22-29. |