С.А. Тяглова, В.Н. Шмырин
События истории, политики, культуры нашей страны стали фундаментом развития русской хоровой культуры в ХХ веке. Открытие консерваторий, расцвет самодеятельности, становление советской композиторской школы расширяли грани творчества великих мастеров хорового искусства (К.Б. Птица, А.А. Юрлов, А.В. Свешников и др.). Однако, принципы их работы, традиции дирижерско-хоровых школ ХХ века, так актуальные для
современных хоровых дирижеров, недостаточно структурированы и обобщены в научной литературе. Информация, не представленная в полном объеме в научных трудах (разрозненно передана в фильмах, монографиях, материалах конференций, отзывах коллег, учеников) затрудняет знакомство
студентов с методиками лучших мастеров прошлого века и обедняет их педагогическую практику. В данном исследовании авторы, на основе анализа и синтеза доступных информационных источников структурируют педагогическую деятельность А.В. Свешникова в Московской консерватории в
период с 1944–1974 гг. (принципы работы, приемы обучения и воспитания студентов, научная деятельность и др.). Проведенное исследование призвано обратить внимание будущих хоровых дирижеров на комплексную составляющую профессии – не только на технические и методические задачи, но
и важные личные качества профессионала, которые акцентировал мастер в процессе воспитания студентов.
Ключевые слова: А.В. Свешников, дирижер, хормейстер, хоровое искусство, работа с хором, личность дирижера, педагогическая деятельность, воспитание.
DOI: 10.25791/music.11.2023.1262
Стр. 24-29. |