А.Б. Рзаева
Азербайджанская скрипичная музыка ХХ века представляет собой сложное явление, сочетающее в себе множество тенденций, художественных явлений и техник письма. Начиная с 20-х годов прошлого столетия, несколько поколений композиторов вели поиски в этой области национальной музыки. Созданные им сочинения крупных и малых форм отличаются стилевым многообразием, что полностью соответствует общему развитию отечественной музыкальной культуры. Фольклоризм и неофольклоризм, неоклассицизм, минимализм, додекафония, серийность, алеаторика, сонористика, джаз и многие другие стилевые тенденции и техники письма находят воплощение в сочинениях композиторов. Они способствуют расширению образного мира, музыкально-исполнительских средств, обновлению структурных и типологических особенностей различных жанров скрипичной музыки. При всем многообразии художественных явлений, наблюдается процесс сохранения национальной почвенности, влияющий на многие компоненты музыкального языка, формы сочинений, музыкально-исполнительские приемы.
Ключевые слова: стиль, неоклассицизм, неофольклоризм, скрипка, жанр, ритм, лад, импровизация.
DOI: 10.25791/music.9.2023.1247
Стр. 16-21. |