В.О. Петров
Жанр фортепианного дуэта по праву считается одним из самых востребованных в музыкальном искусстве ХХ столетия. Он чрезвычайно распространен как в исполнительской практике, так и в композиторской среде. Среди известных авторов, к нему обращающихся, – Ч. Айвз, Д. Кейдж, И. Стравинский, О. Мессиан, К. Штокхаузен, Д. Лигети, П. Булез, В. Екимовский. В огромном конгломерате произведений, созданных в условиях фортепианного дуэта, выделяются сочинения Д. Шостаковича, имеющие непосредственное отношение к эволюции рассматриваемого жанра. С одной стороны, они воплощают множественные тенденции композитора к новациям, с другой, – являются примером традиционного отношения автора к самой идее существования музыкального искусства. На примере дуэтных произведений Д. Шостаковича рассмотрены общие стремления жанра фортепианного дуэта к внутрижанровым преобразованиям, мощно представленным в ХХ веке.
Ключевые слова: музыка ХХ века, Дмитрий Шостакович, фортепианный дуэт, трактовка жанра, ансамбль.
Стр. 15-18. |