Х.Т. Тохраблы
В статье анализируются органологические, исторические, теоретические и этномузыкологические вопросы исполнительского искусства зурна в городе Шеки, являющегося одной из сильнейших региональных школ Азербайджана. Основной целью статьи является проанализировать строение, форму, звуковые возможности, исполнительские качества инструмента зурна и исследовать его уникальные характеристики. В статье освещается развитие жанровых образцов, входящих в репертуар инструмента, тесно связано с местной этнографией и общественно-культурной жизнью, исполнительские особенности мастеров зурны. Инструмент зурна, относящийся к древнейшим образцам среди азербайджанских народных музыкальных инструментов, не подвергался подробному научному и теоретическому анализу, в связи с чем изучение этого инструмента имеет большое значение. С этой точки зрения в статье рассматривается создание инструмента зурна, его строение, звуковые характеристики, тембровые возможности и история его развития и совершенствования на фоне национального народного исполнительского искусства. Кроме того, были обсуждены прототипы инструмента зурна, найденные из различных источников при археологических находках, а также изучены сведения, полученные в ходе экспедиций, проводившихся в Шекинской зоне за последние сто лет. В статье особо подчеркнуты конкретные примеры репертуара инструмента зурна и взаимодействия мелодий зурны с различными музыкальными жанрами (эпической и народной музыкой, классическим мугамным искусством и танцами).
Ключевые слова: Азербайджанская этноорганология, инструмент зурна, этномузыкология, исполнительство, тембр, диапазон, репертуар, фольклор, народное творчество.
Стр. 26-30. |