А.С. Локтева
В XX столетии начинается активное сближение цвета и звука. Проявляется это через выявление имманентных законов каждого из искусств, их взаимообмен определениями, понятиями и терминами – вариация, фуга, тон, колорит, тональность (Н. Кульбин, А. Явленский, М. Чюрленис). проникновение в живопись динамики, движения, временной составляющей (К. Малевич, Р. Делоне, О. Розанова), изучение взаимосвязи цвета и звука, в первых попытках выстроить цвето-звуковые концепции (Й. Хауэр, В. Кандинский, И. Вышнеградский). Во второй половине века этот процесс усиливается, о чем свидетельствует и создание новых свето-звуковых сочинений, и меняющееся отношение музыкантов к категории цвета. Цвет в высказываниях композиторов становится одним из способов выражения звукового (О. Мессиан, Д. Лигети), живописные структуры и эскизы – основой для музыкальных сочинений (К. Саариахо, Э. Денисов, Х. Бертуисл). Движение искусств навстречу друг другу и меняющееся сознание творцов приводит к стиранию границ между искусствами и закреплению нового типа композиций.
Ключевые слова: цвет, звук, колорит, Скрябин, Мессиан, живопись.
Стр. 31-36. |