В.А. Цырков
Когда читаешь «Чайку», возникает ощущение какого-то скрытого смысла. Расшифровать его так же трудно, как словами объяснить музыку, но не слышать его – значит играть вслепую. Новаторство Чехова драматурга не осмысленно до конца и «Чайка», может быть, именно та пьеса, которая могла бы стать ключом к пониманию его творчества. Пожалуй, ни в одной другой пьесе Чехова не проступает так явно второй – символический план, который создает мистическое ощущение параллельного действия. Это космическая драма, которая комедийна в реальном социуме. Но мистика не самоцель, а только средство, которое должно помочь вытеснить ложные драматические тенденции за рамки жанра. Чехов любит символику, но тщательно маскирует ее в одеждах реалистического театра. Этот принцип он взял, кажется, из самой жизни. Комедийные ситуации «Чайки» часто возникают на грани несоответствия серьезности предложенных обстоятельств с реальным положением дел. Главное – понять природу конфликта, которая дает начало жанру, а значит и музыке.
Ключевые слова: Музыка чеховской чайки, Чехов, Треплев, Аркадина, Меланхолический вальс.
Стр. 20-27. |