Е.В. Козлова
В статье выявляются истоки развития научной мысли, связанной с исследованием русской народной песни. Обозначаются отрасли научного знания, которые традиционно изучали полюбившийся в народе жанр (музыкознание, этнография, этнология, филология, история, а также педагогика и психология художественного творчества, педагогики и психологии музыкального народного творчества). Вычленяется интегративная (арт-детерминационная) компонента в ресурсной базе исследуемого феномена, которая открывает соответствующий перечень. Обращается внимание на то, что синтез искусств, триединство (музыкальный материал, участник-исполнитель, участник-зритель) в детерминационном русле во многом определяют художественно-творческую природу русской народной песни. Производится попытка формирования целостной компонентной базы художественно-творческого потенциала русской народной песни. Ее составили интегративный (арт-детерминационный), информационно-содержательный, эмоционально-чувственный, конструктивно-логический, рефлексивный, сюжетно-ролевой, иллюстративный, регионально-колористический, вариативно-импровизационный, ценностно-ориентированный и деятельно-предметный компоненты. В завершении работы приводятся примеры активного использования тематического материала русской народной песни композиторами, представляющими русскую классическую школу: М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.Е. Варламов. Подчеркивается мысль о том, что русские народные песни (обрядово-календарные, военные, семейно-бытовые, исторические, протяжные лирические) обладая мощным многоуровневым художественно-творческим потенциалом, обретают статус многокомпонентной художественно-творческой парадигмы.
Ключевые слова: русская народная песня, художественно-творческий потенциал.
Контактная информация: E-mail: evgeniyakozlova.88@mail.ru
Стр. 14-17. |