О.А. Блок, Н.Ф. Семенова
В статье анализируются компоненты художественно-педагогического процесса в оркестровом классе. Производится корреляция элементов познания с художественно-творческой средой оркестра как дидактического феномена. При рассмотрении оркестрового класса как идеальной модели структурируется ряд его дидактических стимулов относительно обучающихся оркестрантов: оркестр как постоянный источник нового знания; атмосфера творческого взаимодействия в процессе репетиционной и концертно-исполнительской практики оркестра; широкий спектр мотивационного поля, обусловленный высокой степенью самопроявления, самореализации в оркестровой среде; наличие константной авторитетной «оценочной субстанции» в виде дирижера; наличие константной авторитетной «оценочной субстанции» в виде искушенного зрителя, а также жюри и средств массовой информации; обеспечение развернутой коммуникативной базы (вербальное и невербальное межличностное, межгрупповое общение); повышение ответственности перед коллективом исполнителей; постоянное присутствие авторитетных музыкантов на репетициях и концертах (например, концертмейстеров оркестровых групп, солистов-мастеров, композиторов, опытных коллег по творческому цеху и др.); наличие ближней, средней и далекой перспектив технического и художественно-творческого развития; перспективы участия в конкурсных и фестивальных программах; перспективы межоркестрового взаимодействия на уровне: региональном, межрегиональном, федеральном, международном; перспективы расширения социально-культурной деятельности оркестрового коллектива (конференции, выставки, праздники, юбилеи, презентации, гуляния, ярмарки, музыкально-театрализованные зрелища и др.); формирование гастрольного графика; возможность формирования личностной ценностно-ориентированной среды как необходимого условия успешной деятельности в оркестровом коллективе. На основе анализа высказываний и деятельности выдающихся отечественных и зарубежных дирижеров, композиторов, педагогов, а также диагностических результатов делается заключение о том, что дидактический ресурс оркестрового класса может оказывать активное влияние на развитие музыкального сознания (интересы, потребности, вкус, внимание, память, мышление, ценностные ориентиры, мировоззрение) и бессознательного (эмоции, чувства, интуиция, импровизация, настроение, внутренние состояния) оркестрантов. Структурируются противоречия, которые могут стать мотивационной базой, стимулами в музыкально-образовательном процессе оркестрантов. Подчеркивается мысль о том, что оркестровый класс представляет своеобразную слуховую лабораторию, в которой слуховое восприятие, слуховой контроль и слуховой анализ могут «работать» как одновременно, так и в разных сочетаниях на звуковысотном, интонационном, тембральном, гармоническом, метроритмическом, динамическом, фактурном, штриховом и других уровнях. Указывается то, что разнообразная слуховая деятельность оркестранта – не желаемое, а необходимое художественно-педагогическое условие, заложенное в ресурсной дидактической базе оркестрового класса. Обращается внимание на чистоту строя, единство штриха, ансамблевую четкость, концептуальную целостность исполнения как на своеобразный тезаурус любого полноценного оркестрового действия. В заключении отмечается, что дидактический ресурс оркестрового класса представляет многомерную, полифоничную дефиницию, которая требует своего дальнейшего тщательного изучения.
Ключевые слова: оркестровый класс, оркестр, дидактический ресурс.
Контактная информация: E-mail: o.blokh2011@yandex.ru, E-mail: semenova_nf@mail.ru
Стр. 36-40. |