А.Ю. Великовский
В статье рассматривается история восприятия и исполнения баховских «Гольдберг-вариаций» за последние два с половиной столетия (от смерти композитора и до наших дней). Вследствие огромной продолжительности, изощренного внутреннего устройства, технических сложностей и специфики инструмента, вариационный цикл долгое время оставался музыкой для посвященных, доступной лишь избранным (о чем с горечью повествует Гофман в «Крейслериане»). В XVIII веке сочинение ценилось, прежде всего, как ученая полифоническая музыка, а музыканты XIX столетия (к примеру, Лист) не решались выносить это произведение на концертную эстраду целиком, предпочитая исполнять его фрагментарно. Значимым фактором, способствовавшим распространению опуса, стали его новые публикации (с 1803 года), в том числе, в виде вольных редакторских версий с исполнительскими указаниями (Черни), а также в виде транскрипций. Важнейшим шагом в переосмыслении баховского замысла и переориентации исполнительской традиции в XX веке стала фортепианная транскрипция Бузони (1915), направленная на целостное воспроизведение цикла (правда, в сокращенном виде), а также возвращение практики клавесинного исполнения (Хипкинс, Ландовска, Киркпатрик). Новую эру в истории интерпретации «Гольдберг-вариаций» открывает Г. Гульд: его пластинка (1955), ставшая бестселлером, способствовала популяризации этого сочинения среди музыкантов разного уровня – как профессионалов, так и любителей, знаменуя подлинный ренессанс баховского цикла во второй половине XX столетия.
Ключевые слова: «Гольдберг-вариации», Ария с вариациями BWV 988, И. С. Бах, Ф. Бузони, Г. Гульд, В. Ландовска, публикация музыки Баха, интерпретация, редакторская версия.
Контактная информация: E-mail: velalex@hotmail.com
Стр. 22-31. |