Г.Р. Консон
В статье рассматривается вопрос о нарушении этических принципов композитора и шире – художника, который в романе Т. Манна сознательно продал дьяволу душу, что оказалось индикатором проблемности, обнажившим болевую точку в моральной и социальной основах личности. В такой постановке проблемы проявилась актуальность данного исследования. Анализируя сущность музыканта Адриана Леверкюна, метафорически прибегшего к помощи дьявола, Г.Р. Консон показывает, как человеческая личность превращается в монстра. Автор статьи выявляет моральные причины такого феномена, сначала выставляя его как гипотезу, а затем показывая, что дьяволическое начало заложено в само́й природе человека и что необычность ее выражения – через откровения инфернального двойника героя лишь усугубляет его саморазоблачение. В подобном изучении сущности своего Я и инфернального, которое тоже является частью этого Я, выражена новизна исследования. В конечном счете автор приходит к заключению, что в погоне за статусом сверхчеловека, к которому устремлен Адриан, он оказывается потенциальным преступником, разрушительные планы которого превосходят деятельность пришедшего к нему гостя из Преисподней. В исследовании интеракций Леверкюна с катастрофическими явлениями использован метод целостного анализа художественных текстов, складывающегося на основе сочетания философского, филологического, психологического, социально-криминологического и музыковедческого типов анализа.
Ключевые слова: Адриан Леверкюн, немецкий, Германия, личность, характер, композитор, творчество/ский, человек, дьявол, преступник, мораль/ный, душа, Ницше.
Контактная информация: E-mail: gkonson@yandex.ru
Стр. 39-44. |