Музыка и время Аннотация к статье << Назад
«Die Toteninsel» А. Беклина – С.В. Рахманинова: символизм посмертного путешествия в историко-культурном
и художественном контекстах – «Ладья смерти», «Харон», «Острова» |
М.А. Чершинцева
Данная статья является второй частью цикла статей2, суть которого состоит в попытке выяснения скрытых символических смыслов, заложенных в двух ярчайших артефактах позднего романтизма – картине «Die Toteninsel» А. Бёклина и симфонической поэме «Остров мертвых» C. Рахманинова (написанной под впечатлением от черно-белой репродукции полотна художника).
Нашей задачей можно считать разъяснение художественно-символического аспекта в заявленном сопоставлении двух текстов, уточнение иерархии их взаимоотношений с использованием модели «оригинал – копия», в которой как таковым «оригиналом» мы считаем некий протосюжет, воплощенный в древнейших памятниках сакральной культуры, а «копиями» – художественные «реконструкции», воссозданные в том числе А. Бёклиным и С. Рахманиновым, и более поздние «реплики» на тот же сюжет. Специфику работы с «реконструкциями» мы видим в необходимости задействовать те же реконструкционные приемы и методы, предлагаемые нам художниками, т.е. для адекватного разъяснения существенных аспектов заявленной темы нам придется сместиться с позиции наблюдателя, вовлекаясь в непосредственно художественный процесс, отчасти и потому, что эстетическое теоретизирование неотделимо от художественного делания, одно дополняет и разъясняет другое. При таком подходе мы заметим трехуровневую символическую модель, в которой первый уровень представлен «визуальными»
подобиями, аналогиями, ассоциациями, знаками; второй является искомой нами символической «реконструкцией»; третий будет наиболее сложным, разъяснение его должно быть осуществлено в отдельном исследовании, поскольку на этом уровне, гипотетически, присутствуют автономные музыкально-символические ряды. Структура всего цикла статей соответствует обозначенным методологическим ориентирам, как и структура данной статьи, охватывающая вторые три эпизода из двенадцати, раскрывающая символические аспекты посмертного путешествия, образов ладьи смерти, проводника и кормчего, таинственных островов, касающаяся явления «символической пары» в контексте сакрального путешествия, отраженного в различных культурных традициях. Инсталлируя в общую повествовательную канву фрагменты древнейших источников («Книги Амдуат», в частности), «топографию» нашего исследования в целом и представленной статьи в частности мы соотносим с воображаемым пространством сновидения, находящемся в вечном становлении, также отличающемся эпизодичностью.
Ключевые слова: «Die Toteninsel», Арнольд Бёклин, «Остров мертвых», Сергей Рахманинов, символизм, реконструкция, романтизм, смерть, путешествие.
Контактная информация: E-mail: mahamah@mail.ru
Стр. 27-38. |
|
|