Музыка и время Аннотация к статье << Назад
Истоки мифопоэтического сознания традиционной культуры черкесов (адыгов): музыка, музыкальные инструменты, танцы, одежда |
А. Гучева
Л. Жаппуева
О. Марченко
В статье рассматривается нартский эпос, как исторический, этнографический и фольклорный источник, а также вопросы, связанные с происхождением древнейших музыкальных инструментов адыгов: камыль, бжамий, пхацич, пхапшина и др., которые до настоящего времени не вышли из обихода. Также освещены вопросы, связанные с технологией изготовления первых музыкальных инструментов и специфика зарождения исполнительской традиции.
В череде событий эпоса впервые просматривается зарождение и танцевальной традиции адыгов. Выявляется основная танцевальная форма уджа – круг, а также виртуозная техника исполнения. В адыгских танцах большое значение придается общему направлению движения: они традиционно исполняются по кругу в направлении слева направо, по направлению движения Солнца, что в мифологическом аспекте символизирует благополучие и процветание.
Нами будет проанализирован обширный материал по истории одежды адыгов: описание боевой одежды и атрибутов военного снаряжения героев «Нартского эпоса».
Основным источником, на который мы будем ссылаться, в данной работе, является издание архаического эпоса «Нарты».
Ключевые слова: камыль, бжамий, пхацич, пхапшина, эпос, инструментальная традиция, пастушеская традиция, охотничья традиция, инструментальная традиция, танцевальная традиция, адыгские танцы, удж, удж-хешт, таджелей, традиционная одежда.
Контактная информация: E-mail: anggucheva@mail.ru
Стр. 57-66. |
|
|